Если счастье затаилось

Зубастики любви
Моя соседка, школьный психолог, недавно попала в этот капкан страстей. Полгода ходила Вера в глубокой депрессии из-за молодого директора колледжа, поборника строгой нравственности. На ее заигрывания этот гколлежскийх моралист не ответил. Однажды прибежала ко мне подруга на вечерние посиделки с глазами-блюдцами, в которых плескалось благоухающее, как индийский чай, свежезаваренное страдание.
"Я снова влюбилась! - рассказывает. - Ты не представляешь, какое феерическое приключение я пережила! На одной из центральных площадей, где и договоришься п с трудом встретишься, нас свел прихотливый случай. Мы оба были в раздрае чувств и слегка навеселе. Нас бросило друг к другу, будто взрывной волной. Гуляли по городу, взявшись за руки, неистово целовались, прячась за газетные киоски, и хохотали, как безумные, неся полнейшую околесицу".
Для всякой женщины такое романтическое приключение означает несомненную любовь. И наивная Верка, даром что психолог, попалась. В сорок лет превратилась в неуравновешенного подростка. Прилепилась к телефону и с раннего утра сидела у трубки, накрашенная, при полном параде и даже с накладными ногтями. Все ее существо жаждало "продолжения банкета", а счастье затаилось.
Вера осунулась и как бы подернулась патиной морщинок. Казалось, "крыша" у нее основательно поехала, потому что о своем чувстве она стала говорить, как о живом существе, поселившемся в ее теле наподобие инопланетных зубастиков из американских фильмов. Я начала опасаться, как бы соседка в горе не наложила на себя руки, но скоро краски жизни возвратились к ней. И вылечилась она самостоятельно, создав свою систему борьбы с разрушительным влечением.
"Главное, научиться смиряться с вещами, которые от тебя не зависят, - объясняла мне психологиня, затащив на ужин. - Именно борцы с "несправедливыми" обстоятельствами часто кончают психушкой. Надо уметь, поборовшись от души, сделав все, что можно, достойно принять неизбежное и получить от этого максимум приятного.
Ты знаешь, что есть нечто, подвластное нам почти всегда, если мы не больны? Не другие люди, не события реальности, а наше отношение ко всему этому! И выгоднее всего сделать его ровным, безмятежным. То есть ничего конкретного не ждать, страстно не желать, а что уже свершилось - не оценивать. Как есть, так и ладно.
Неразделенная любовь - клубок несбывшихся желаний! Я отчаянно хочу, чтобы любимый вел себя так, как "написано" в моем сценарии. А он не подчиняется, и заставить его я бессильна. Именно это приносит боль. Наш внутренний мир так хитро устроен, что если ты борешься с чувством, сопротивляешься ему, оно только упрочивает свои позиции в твоей душех.Как истощить тоску
Программа Веры "Все любя, ничего не желать" состоит из принципов и упражнений.
Снижайте каждодневный пафос своих эмоций. Вместо "если он сегодня не позвонит, я умру!" постарайтесь ощутить ситуацию иначе, не зацикливаясь на результате. Хорошо, если он звякнет, но неплохо будет и обратное - посидеть в тишине, почитать, не волнуясь, что можно что-то непоправимое произнести в эйфории телефонного разговорах.
Приучайте себя постоянно "отлавливать" ощущения, мешающие радоваться. Выстраивайте цепочку: отрицательная эмоция - сильное желание - причина, почему оно не сбылось. Осознание всех компонентов плохого настроения уже приносит облегчение. Нахлынула щемящая грусть от песенки, услышанной по радио. Вспомните, что она связана с мечтой танцевать с любимым под эту музыку. Но он не пригласил на танго. Теперь представьте, как бы вы себя почувствовали, если б не хотели танцев с ним в обнимку так сильно.
Если гнетущее ощущение очень давит, тоску можно "истощить" искусственно. Есть психотехника, парадоксальная, но эффективная. Суть в том, чтобы вызвать в себе, а потом утрированно пережить душевную боль. И тогда чувство сгорит вхолостую, как бы понарошку, не принеся убытков.
Уединитесь в комнате, повесив на дверь табличку "Не входить!"
Примите напряженную позу, опустившись на колени, сев на пятки и пригнув голову ближе к полу.
Четко сформулируйте задачу: "Не ждать от Него любви!".
Теперь заберитесь в вашу печаль с головой, растравите душу. Включите самую гжалостнуюх музыку, от которой наворачиваются слезы. Мысленно переберите все, что заставляет вас тосковать. Жалейте себя, что есть мочи. Причитайте, рыдайте, кричите гневные слова в адрес любимого, войте, вопите, стенайте. Бейте кулаками по полу, лупите подушку. На пике эмоций наденьте на голову заранее приготовленное пластмассовое ведро. Этим вы убавите громкость для соседей и домочадцев (лучше, чтобы последних все же не было в квартире) и усилите ее для себя.
Страдайте, пока не увидите себя со стороны, съежившуюся, зареванную, с ведром на голове и... не улыбнетесь поистине забавной картинке.
Это маленькое шоу актера и зрителя в одном лице призвано не ухудшить отношений с любимым, но снять зависимость от его образа, уменьшить ожидания, связанные с его поведением, выровнять повседневное настроение. Ведь отрицательные эмоции никогда еще никому не помогали получить желаемое. Они всегда работают против нас. Зато давно замечено: как только перестаешь ждать чего-то, оно тут же и сбывается.Тигры в землянике
Столько раз, сколько можете, "останавливайте мгновенье" и вживайтесь в него, смакуйте каждую деталь сюжета, предстающего перед глазами. Этот лечебный прием тоже прост. Вы фиксируете мысль на текущем моменте и стараетесь почувствовать, осознать, что сейчас у вас есть абсолютно все и даже больше, чем все, для полноценного нирваноподобного счастья. Попробуйте возвести обычное действие в ранг священного ритуала. Производить движения медленно, со значением, сосредоточившись на ощущениях в пальцах, на звуках, красках, дыхании. Увидеть себя со стороны взглядом, наполненным любовью.
Копите эти минуты, сознательно создавайте их и запоминайте. Это тренинг по извлечению наслаждения из всех казусов существования. Настоящий миг п самое лучшее лекарство от передряг, совершающихся в душе. Надо уметь привязывать себя к этому "сейчас и больше никогда" всеми доступными способами.
Смысл этого принципа заложен в притче о монахе, за которым гнались тигры. Звери были почти рядом, когда мудрец подбежал к краю скалы. Заметив ветвь дерева, свисавшую над обрывом, монах стал спускаться вниз. Скоро он увидел, что тигры ждут его внизу, а две мыши уже почти перегрызли ту соломинку, за которую он цеплялся. И в тот же миг он увидел сочную землянику, до нее можно было дотянуться. И он сорвал ягоду. То была самая вкусная земляника, которую монах когда-либо ел!
Жизнь постоянно посылает нам и "тигров", и "землянику". И если мы сосредотачиваемся на одних только "тиграх", мы отказываем себе в возможности насладиться "земляникой". Монах сделал все, от него зависящее, чтобы уберечься от смерти. И не позволил мыслям о будущем повергнуть себя в ужас. Он полностью остался в настоящем времени, чтобы радоваться всему, что бы ни послала ему реальность.
Моя подруга Вера, вытягивая себя из депрессии, попыталась жить по принципу монаха и скоро была вознаграждена. Несколько лет она отпихивала от себя симпатичного мужчину только из-за его потертых костюмов и диковатой прически. Но тут решила принять его приглашение и съездить к нему в гости.
Она провела незабываемые восемь часов в компании остроумного экстравагантного холостяка, стараясь без внутреннего сопротивления принимать небанальные развлечения, какие он предлагал. День был таким емким, что, вернувшись, Вера проспала 12 часов кряду и проснулась другим человеком.
Нет, она не влюбилась в третий раз. Она поняла, что на верном пути. Если воспринимаешь события и людей без отторжения, но и без определенных ожиданий, в расслабленном состоянии театрального зрителя или кота, греющегося на краю высокой крыши, жизнь начинает приобретать очень насыщенный вкус. И происходит невероятное: все вокруг организуется таким волшебным образом, будто человечество вступило в сговор, чтобы сделать вас счастливой.
А недавно Вера подошла к телефону и услышала когда-то такой желанный, да и теперь непротивный голос: "У меня есть пара билетов на занятное действо. Пойдешь со мной?"
"Никогда не отказывайся от приглашений, ибо это урок танца, преподанный Богом", - процитировала она мысленно любимого писателя.