Это произошло две тысячи четыреста лет тому назад - во времена очень непохожие, но чем-то и похожие на наши...Представьте
на минуту, что вы находитесь в древних белокаменных Афинах. На улицах и
площадях великого города кипит жизнь: туда-сюда снуют прохожие, вовсю
идет торговля в розницу и оптом, зычными голосами зазывают к себе людей
медники, кожевенники, менялы, ювелиры, врачеватели... Впрочем, подобные
картины можно наблюдать и в некоторых современных городах. Но вот чтобы
прямо на улице торговали мудростью - такого сегодня уже не увидишь. А в
древних Афинах это было обычным делом. Рядом, к примеру, с торговцем
рыбой или уличным брадобреем мог стоять человек, готовый за деньги дать
вам совет на все случаи жизни, ответить на все ваши вопросы и даже,
если попросите, доказать, что черное - это белое, и наоборот. Таких
умственных ловкачей в Афинах называли софистами. К ним вроде бы
относится и герой нашего рассказа Сократ, коренастый грек невысокого
роста с некрасивым, как у фавна, задранным кверху носом. Он тоже
рассуждает на философские темы и дает мудрые советы прямо под открытым
небом. Но, как мы убедимся ниже, между ним и софистами - большая
разница...
Сын афинского каменотеса, он не пойдет по стопам отца,
хотя, говорят, неплохо владел его ремеслом. Нет, Сократом смолоду
владеет, как сказал поэт, одна, но пламенная страсть: он ищет истину и
правду на земле! Хотелось бы сказать, что так же упорно он добывает для
себя и своей семьи и хлеб, но это было бы большой неправдой - Сократ
беден. Он, что же, ленив и недалек? Как бы не так! Сократ, утверждает
молва, самим дельфийским оракулом признан мудрейшим человеком всей
Эллады! И только на этом основании он может за свои мысли и советы
заламывать самую высокую цену и стать, как некоторые софисты, богачем.
Но он, в отличие от своих коллег, не берет с людей ни гроша. Лишь
иногда, приглашенный каким-нибудь радушным человеком в дом, съест
тарелку супа, да и за нее сполна расплатится перлами своей мудрости и
искрометного остроумия.
Афиняне, особенно простые и бедные, любят
Сократа, и не только за его бескорыстие и доброту. Они гордятся им как
одним из самых образованных людей страны: кажется, нет ничего такого,
чего бы он не знал. (Хотя не кому иному, как именно Сократу принадлежат
знаменитые слова: "Я знаю только то, что я ничего не знаю". Но их мог
сказать лишь тот, кому чуждо верхоглядство и тупая уверенность в своей
всегдашней правоте). Перед ним, бродячим философом, одетым в выгоревший
на солнце плащ, обутым в растоптанные сандалии, образно говоря, снимают
шляпы и самые влиятельные люди Афин. А некоторые из них (к примеру,
молодой аристократ Платон, будущий великий историк Ксенофонт и др.)
становятся его учениками, сопровождают философа по городу и прямо на
ходу записывают его мысли. Но с них за свои уроки Сократ тоже ничего не
берет!.. Однако есть в Афинах место, где его принимают, мягко говоря,
плохо. Это - его собственный дом. Когда он, усталый и голодный,
возвращается с работы (за которую ничего не получает!), жена Ксантиппа
осыпает его бранью как последнего неудачника. Случается, что со зла
плеснет ему помоями в лицо. А Сократ лишь утрется и даже не спросит, за
что. Он знает, что в доме - шаром покати. И на следущий день возьмет
кирку, молотки и пойдет в каменоломни - чтобы заработать какие-то
деньги...
И все же, что мешает самому мудрому эллину жить, подобно
многим софистам, припеваючи? Да то и мешает: все та же одна, но
пламенная страсть! Сократ убежден, что мудрость и корысть несовместимы,
что сребролюбивый человек никогда не станет истинным философом. "Всякое
знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, - скажет он
своим ученикам, - представляется плутовством, а не мудростью". (Самый
талантливый его ученик Платон, развивая эту мысль
Сократа, впоследствии напишет: "Когда ты говоришь неправильно, это не
только скверно само по себе, но и вредит твоей душе"). По тем временам
подобный взгляд на философию был настоящей революцией. До Сократа люди
(и прежде всего - софисты) считали, что знания и нравственность никак
не связаны между собой. И вот почему одни из них с удивлением и
восторгом внимали рассуждениям Сократа на эту тему, а другие - с
затаенной враждой и даже ненавистью.
Но откуда мы обо всем этом
знаем? Ведь бродячий философ Сократ после себя не оставит никаких
научных трудов. О философских воззрениях нашего героя потомки узнают
лишь в пересказе его учеников. А сам он был начисто лишен авторского
тщеславия. Сократ считал, что все мысли, высказываемые им, принадлежат
не только ему и даже не столько ему, сколько тем людям, с которыми он,
бродя по городу, вступал в разговоры: морякам, воинам, рыбакам,
ремесленникам, чиновникам, подметальщикам улиц и т.д. Все, кто близко
знал его, отмечали, что великий мудрец больше слушал, чем говорил. А
если говорил, то, казалось, не придавал своим словам никакого значения:
беспрестанно шутил, подтрунивал над собой. Но тотчас весь преображался,
когда начинали говорить его собеседники! Для Сократа любой человек, кем
бы он ни был, это целый мир, таящий в себе бездну светлых откровений.
Уважительный равноправный диалог, коллективный поиск истины (сегодня
это называют "мозговой атакой") - еще одно великое открытие бродячего
философа...
***
Дожив до семидесяти лет, Сократ, казалось, мог бы
сказать себе, что все отдал, всем пожертвовал ради истины - не пора ли
ему самому пожить в свое удовольствие? Но судьба уготовит ему еще одно
испытание на прочность. Выдержав его достойно, он в который раз
докажет, что правда ему дороже всего на свете.
Говорят, что на
всякого мудреца довольно простоты. В случае с Сократом эта поговорка
звучит примерно так: на всякого мудреца довольно подлеца. Бездарный
афинский поэт Мелет (есть подозрение, что с прямой подачи софистов,
ненавидевших Сократа) напишет жалобу на старого философа. Дескать,
своими заумными речами он развращает умы молодежи, а многие свои мысли
приписывает некоему "даймону" (сегодня бы сказали - внутреннему
голосу). К стихоплету-доносчику присоединится также несколько
состоятельных афинян, возмущенных тем, что Сократ прилюдно осмеивает
стремление людей к деньгам и почестям.
Суд - таков закон афинской
демократии - принимает жалобу к рассмотрению и обязывает Сократа сесть
на скамью подсудимых. А наш герой? Преклонных лет человек, один из
самых прославленных эллинов, он может пренебречь явкой в суд, и
афинские власти, не навлекая на себя позора, вряд ли бы принудили его к
этому силой. (Один из жалобщиков, двуличный кожевник Анит, даже втихую
советует Сократу на время покинуть Афины!). Нет, философ считает, что
суд над ним - еще одна возможность поговорить с людьми (кем бы - пусть
даже доносчиками - они ни были!) о смысле и главных ценностях жизни
(Сократ, Сократ...). И когда один из лучших ораторов того времени Лисий
предложит задаром написать для него защитительную речь, Сократ
откажется. Он сам все объяснит судьям, они же умные люди, поймут, что
он ни в чем не виноват...
После того как все клеветники,
выговорившись, потребуют предать Сократа смерти, слово предоставят ему.
Идя к трибуне, старый философ с огорчением заметит, что на ней
установлена клепсида - водяные, наподобие песочных, часы. Это значит,
что он, терпеливо выслушивавший вздор и напраслину в свой адрес в
течение многих дней, резко ограничен во времени. Друзья и ученики
философа, присутствующие в зале, криками выражают свое возмущение этой
несправедливостью. Но Сократ жестом руки успокаивает их и начинает речь такими словами:
-
Афиняне! Даже если бы вы сейчас отпустили меня, но с условием, чтобы я
оставил философию, я бы вам ответил: "Я вам предан, афиняне, и люблю
вас, но пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать,
убеждать каждого из вас, говоря то же самое, что всегда говорю: "Ты
лучший из людей, раз ты афинянин, гражданин великого города, но не
стыдно ли тебе о деньгах заботиться больше, чем о разуме и душе?.."
Слова
Сократа приводят судей и свидетелей обвинения в ярость. Что несет этот
старый упрямец?! Ему следует оправдываться, а он - обвиняет!.. Между
тем вода в клепсиде стремительно убывает, а Сократ еще не сказал самого
главного.
- Не шумите, афиняне! - продолжает он. - Если вы казните
меня такого, каков я есть, вы больше навредите себе, чем мне. Ведь я
приставлен самим Богом к нашему городу, как к коню большому и
благородному, но обленившемуся от тучности и нуждающемуся в том, чтобы
его подгонял какой-нибудь овод...
Увы, чем откровеннее Сократ со своими судьями, тем увереннее они становятся в том, что он виноват и достоин казни.
-
У меня есть семья, трое детей. Тем не менее я не стану просить вас об
оправдании. Ни на войне, ни на суде не следует избегать смерти любыми
способами...
Воды в клепсиде больше нет. Сократ вынужденно умолкает.
Через некоторое время судьи и присяжные вынесут смертный приговор.
Впрочем, согласно древнему обычаю, философ может предложить суду другую
форму наказания. В зале наступит гробовая тишина. И что же скажет
Сократ? Как в былые годы, шутя и подтрунивая над собой, он предложит
судьям за все, что сделал для родного города, выдавать ему ежедневно по
тарелке бесплатного супа (Сократ, Сократ...). А чтобы все было
справедливо, он готов уплатить небольшой штраф.
- Смерть ему,
смерть! - восприняв его последние слова как издевательство над ними,
закричат судьи и большинством голосов окончательно утвердят смертный
приговор...
Еще месяц Сократ проведет в тюрьме. Его будут навещать
родные и друзья. (Бедная, несчастная Ксантиппа и здесь, заливаясь
слезами, почем зря ругает мужа.) Рассказывают, что тюремщики,
потрясенные кроткостью и душевной чистотой философа, предложат ему...
устроить побег. Сократ откажется, сказав: "Я знаю, что осужден
несправедливо. Но приговор - это закон. Уж лучше претерпеть
несправедливость, чем самому поступить несправедливо".
В день казни
к нему придет одетый во все черное посланец правосудия. Он извинится,
что вместо вести об освобождении принес чашу с ядовитым соком цикуты.
"Что ты, что ты! - поспешит успокоить его Сократ. - Ты так обходителен
со мной, все бы люди были такими..." И он спокойно, словно сладкий
нектар, выпьет преподнесенную ему чашу до дна. ("Но пора мне идти
отсюда, - скажет Сократ накануне дня казни. - Мне - чтобы умереть, всем
остальным - чтобы жить. А что лучше, никому, кроме Бога, неведомо.)
Вскоре яд сделает свое дело: тело старого мудреца начнет наполняться
безмерным, запредельным холодом, в котором все застынет - руки, ноги,
сердце, мысли, чувства, время... Так отойдет в вечность Сократ -
бесстрашный рыцарь истины и правды на земле...
***
Сбудется его
предостережение о том, что, казнив его, люди больше навредят самим
себе, чем ему. Когда жители Афин узнают, что Сократа, их любимца и
гордость, отравили, они придут в великое негодование. В городе начнутся
расправы с теми, кто голосовал за смертный приговор: кого-то убьют,
кого-то изгонят из Афин. Увы, заодно пострадают и те, кто голосовал
против. Зло порождает только зло - еще одна вечная неоспоримая истина,
добытая великим Сократом, но уже ценою самой жизни...